О кадетском корпусе
Школа развития для ваших детей.
Школа развития для ваших детей.
Перечень документов для поступления.
Об особенносях кадетского образования.
Оставляйте свои вопросы и пожелания.
Павел I и его армияРаздел: История | 19-11-2024 |
Сам устав представлял собой неумело переведённую прусскую брошюру, по выражению Суворова – «найденную в развалинах старого замка двадцать лет назад и изъеденную мышами».
В обучении войск много внимания уделялось чисто внешней, показной стороне дела: построению и перестроению, выработке правильной походке, правильному и безупречному ношению мундира. Однако есть сведения, что в Гатчине войска обучались не только «шагистике», но и определённым полезным навыкам, в частности – артиллерийской стрельбе. К артиллерии у Павла было особое отношение, ей он уделял гораздо больше внимания, чем штыковому бою. Знаменитое суворовское выражение «Пуля – дура, штык – молодец!» отметалось. Штыковой бой господствовал в русской армии, и не только в ней, по причине того, что скорость и, главное, точность стрельбы огнестрельного оружия были очень низкими. На боевых учениях Павел, очевидно, желал преодолеть это неудобство, но не с помощью изобретения нового вооружения, а посредством тщательного, долгого и нудного обучения артиллеристов. Однако в первую очередь артиллерийское обучение Павел ввёл для того, чтобы его армия ещё больше разнилась с екатерининской.
За малейшее нарушение устава следовало тяжкое наказание. Телесные наказания весьма широко практиковались в павловской армии. В число самых «популярных» входили: прогон через весь отряд, удары шомполами, тесаками, шпицрутенами или палками.
Последствием павловской организации войск, унаследованной Николаем I, была Крымская война, в которой российская армия потерпела сокрушительное поражение. Главной причиной проигрыша называют как раз неумелую организацию войска, приученного больше, как сказал современник, блистать на парадах, чем воевать в реальных боевых условиях.