Вас приветствует
«Петровский кадетский корпус»
Достойное образование
и верность традициям!

О кадетском корпусе

Школа развития для ваших детей.

Поступающим и родителям

Перечень документов для поступления.

Кадетское образование

Об особенносях кадетского образования.

Вопросы и ответы

Оставляйте свои вопросы и пожелания.



Этапы заселения долины Чикоя

Раздел: История
03-12-2018

После присоединения забайкальской земли к России начинаются этапы её заселения. Первый этап начинается от прихода русских до начала XVIII века. Он характеризуется тем, что вместе с казаками-землепроходцами следуют и пашенные крестьяне. Усилению заселения долины Чикоя к концу XVII века также способствовала экспедиция Головина в 1688 году. Причиной прихода воеводы Головина была попытка монголов напасть на Селенгинский и Ингодинский остроги. Монголы были отбиты и сосредоточились в долинах рек Хилка и Чикоя. Предпринятый поход привел в русское подданство восемь монгольских тайшей с их улусными людьми. После этого большая часть отрядов Головина обосновалась в этих местах, значительно увеличив русское население Чикоя и Хилка.

Ко второму периоду относится XVIII век. Он связан с переселением семейских (старообрядцев) из Европейской части России. Первые партии семейских из Черниговской губернии (бывшие коренные жители Тульской, Рязанской и Орловской губерний) были заселены в села Урлук и Байхор.

Академик П. С. Паллас, посетивший в 1772 году Забайкалье, нашел, что уже в это время в долине реки Чикой, в селениях Урлук и Байхор и в прилегающих селах проживает гораздо больше вновь переселенных старообрядцев, чем домохозяев-сторожилов (так называемых по местному сибиряков).

В Красном Чикое, где коренное население составляли сибиряки, все больше стало появляется семейских.

В начале XIX века Забайкалье пережило третий этап заселения. Указом правительства от 17 октября 1799 года было решено заселить территорию Забайкалья отставными солдатами и помещичьими крестьянами, которым рекрутчина заменялась переселением в Сибирь (в частности, по этому указу в 1802 году на Чикое было основано Захарово). Замена рекрутчины переселением проводилась не с доброго согласия рекрута-крестьянина, а по усмотрению помещика. Помещики ещё с елизаветинских времен имели, право без суда ссылать своих крепостных крестьян на поселение в Сибирь, причем каждый сосланный засчитывался вместо рекрута, подлежащего сдаче в армию. При этой «операции» помещик получал от казны 20 рублей за холостого 15 рублей за женатого рекрута. Таким образом, помещик избавлялся от негодных ему крестьян, престарелых, больных, которые, отправляясь на поселение, не имея средств, гибли на долгом сибирском пути.

Дальнейшие этапы заселения в середине XIX века и в конце этого века связаны с появлением золотой промышленности Забайкалья (на Чикое: старые прииски Сергино, Горночиха, Воскресеновский. Мензенское село Алтан означает «золотой»).

Постройка в конце XIX века и в начале XX века Транссибирской магистрали вызвала четвертую, самую мощную, волну переселения в Забайкалье. Развивается товарообмен, появляются купцы и промышленники в самом Чикое (винокуренный завод Буйвида, Ямаровский стеклозавод, купцы Басович, Сенотрусов, Цукасов и другие). Крестьянское хозяйство приобретает все больший товарных характер. Идет усиленное расслоение чикойского крестьянства на зажиточных и бедных малоземельных крестьян.

Все этапы заселения Забайкалья русскими отчетливо прослеживаются образованием сел в долине Чикоя.

К первому этапу относится основание Красного Чикоя (Красного Яра) -1670 год, Урлука - конец XVII века, Барахоева и Ацы - 1722 год. Село Менза, как пограничный караул основано сподвижником Петра Первого Рагузинским в 1730 году. В этом же году основано село Усть-Урлук.

Ко второму этапу заселения относится основание следующих сел Красночикойского района: Архангельское (Качен), Доложино - 1750 год; Верхний и Нижний Нарымы, Коротково - 1752 год; Большакове - 1760 год; Малоархангельск, Котый (основан охотниками) - 1767 год; Укыр (основан уже староверами Чикоя) - 1789 год; Жиндокон (основан выходцами из России) -1790 год; Шимбилик - 1792 год; Шебартуй - 1797 год.

К четвертому этапу относится основание в 40-х годах курорта «Ямаровка».

В 1850, 1855, 1860 гг. - образование сел Верхний, Средний, Нижний Шергольджин, деревни Дурновой (ныне Красные Речки). К этому же периоду относится основание сел Черемхово и Афонькино - 1844 год. Заселение эих сел семейскими, а также сибиряками из Качена, Барахоева стало возможным лишь после того, как в 1879 году была проложена колесная дорога от Шимбилика до Ямаровки.

К пятому периоду относится основание села Зашулана - 1913 год. Основан он Савелием Никитиным, получившим это место под заимку.

К моменту подписания Нерчинского мирного договора (1689 г.) русское население Забайкалья составляло всего около 7000 человек, которые были сосредоточены в Нерчинске, Селенгинске и Верхнеуденске. Это были главным образом мужчины. Женщин было мало. В Нерчинске, например, вначале все жители были холосты, кроме воеводы Пашкова е его сына. Также дело обстояло и в основанном Красном Яре на Чикое. Здесь население достигало десятка два людей, и все пришлые были холостыми. Жители Енисейска в 1630 году обратились к царю: «Вели, государь, нам прислать из Тобольска гулящих женочек ча на ком женится..., а без женушек государь, нам быти ни как не мочно».

Позже и в Забайкалье по царскому указу слали «женок гулящих, вдов и девок». Постепенно в Восточной Сибири (в основном за счет вольного переселения и ассимиляции других народностей) стало устанавливаться нормальное соотношение полов. В 1710 году здесь было 35,2 тысячи мужчин и 30,7 тысяч женщин. Из-за нехватки русских женщин переселенцы-мужчины были вынуждены вступать в брак с бурятками и отчасти с монголками. Такие браки давали смешанное потомство, которое позже стало в отличии от семейских назваться сибиряками. Об этом свидетельствуют антропологические данные: смуглый цвет лица, черные брови и волосы, шерокоскулистость и другие признаки, которые говорят о родственности с бурято-монгольским типом человека. Этот признак имеется у русских в селах Шебартуе, Гремяче, Байхоре, Шергольджине, Жиндоконе и Жиндо. Даже в Шимбилике, который основан позже семейскими, обнаруживаются жители, имеющие монгольские черты лица.

Многие жители Красного Чикоя ведут свою родословную с русскими первопроходцами, вступившими в родственные связи не только с бурятами. Но и с монголами. Такие семьи, как Дмитрия Степановича Бородина и его братьев Ефима, Павла, Федора, Василия, живших на Горной улице, Ивана Дмитриевича и Сергея Степановича Лоскутниковых, живших на верхнем конце Левковской (ныне Партизанской) улицы, Никиты Тимофеевича Медведкова, проживавшего на том месте, где сейчас угол Коммунальной и Советской. Сына своего Николая он приучил к табаку ещё когда тот был грудным ребенком. Это как раз указывает на особенность быта бурят. Их дети, как и взрослые имели трубки для курения табака.

Некоторые семьи из Красного Чикоя и Шебартуя ведут родословную, связанную с русскими первопроходцами и с монголами. Бурятские черты имеют те семьи, которые ведут свою родословную от Ивана Буракова и Ивана Гостева. Бурятские черты лица были у Хлюстова Иннокентия и у многих других красноярцев. Коренные жители Красного Чикоя - бунтовские имеют черты лица, по рассказам стариков, татарские. Поэтому можно предположить, что они были заселены позже семейских и возможно связаны с Пугачевским восстанием. Еще позже были заселены поселенцы-каторжане. Родословная семей Добкевич (Павла и Николая) связана с другим источником - участниками польского восстания, сосланными в XIX веке.

Этот частичный антропологический «срез» населения Красного Чикоя показывает всю историю Забайкалья, всю сложность взаимосвязи русских землепроходцев с местным коренным населением - бурятами и монголами, с поселенцами семейскими, пугачевцами, каторжанами и участниками восстаний против царизма.

Разная вера в сложившейся в те времена чикойской действительности не была препятствием для создания семейных родственных уз. Иноверцы приводились в единую христианскую веру. Тем более не было особых различий между раскольниками-семейскими и нераскольниками русскими. Так как основа этих вер была одна - христианство.

Между семескими и бурятами происходили многочисленные споры и столкновения, принимавшие ин^та характер сражений. В итоге этой борьбы и остатки монголов были вытеснены с территории района за исключением бурятской казачьей станицы Ацы в среднем течении Чикоя и Бурсамона в нижней его части.

Двухвековое продвижение русский в Забайкалье характеризуется следующим образом. Вся государственная граница была занята русским населением: ближе к границе казаки, далее от границы - крестьяне. Осебенно это видно на таких селах как Менза, Укыр, Усть-Урлук. Казачьей станицей была Аца, население которой состояло главным образом из бурят. Но этот род казаков не был причастен к непосредственной охране государственной границы, их функции были связаны с общим назначением казачьего войска в Забайкалье - отражать возможные вторжения со стороны Китая. Поэтому казаки подразделялись на пограничных, городовых и станичных. Так, Аца относилась к станичному казачеству, а не к пограничному как русские казаки Мензы, хотя и они имели станицу и станичного атамана. Здесь политика царизма - держать «инородцев» подальше от границы - оставалась в селе. Но буряты-казаки по отношению к бурятам-скотоводам имели свои привилегии. Особо бросалось в глаза различие положения русских казаков и русских пашенных крестьян. Кроме того, охраняя границу сами они имели возможность пользоваться в те времена всеми угодьями по ту сторону границы. Население Монголии было малочисленным и не препятствовало этому. Тем более, что практически граница была в те времена открытой.

Неравенство пашенного крестьянства и казачества вызывало между ними неприязнь и трения, которые имели место в течении многих поколений, а в условиях классового расслоения и классовой борьбы это окончилось трагедией для крестьянства Укыра. Село было сожжено, а жители расстреляны пришедшими бароновцами при содействии казаков Мензы. Но старый Чикой был не только краем поселения ссыльных, краем тягот пашенного крестьянства, краем эксплуатации, но вместе со всем этим Чикой развивался, создавая материальные и духовные ценности.


Другие статьи по теме:
 Как же человек воевать учился?
 Все перемены к лучшему?
 Кадетское братство: знаки принадлежности
 Уваровский кадетский корпус
 Военная история Древнего Египта

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


petrocadet.ru 2012 - 2018 Кадетский корпус